«Духовный человек мыслит своими мыслями, а чувствует чужими чувствами…»
Л.Н.Толстой
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Понятие «духовность» не имеет единого толкования и различные мыслители определяли его по-разному.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:
- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека: мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, а значит и ответственного. В связи с этим современное общество всѐ чаще и чаще стало возвращаться к многовековым традициям Православия.
«Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования» (В.В.Рубцов).
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для духовно-нравственного воспитания детей, именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала как чувство любви к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость.
Что же представляет собой духовно-нравственная сфера развития ребенка. Чтобы осмыслить и понять попробуем разобраться в значении этих слов «духовность» и «нравственность».
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещѐ чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе становления идейно-воспитательной или патриотической работы.
Духовность – традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.
Духовный человек – это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства.
Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед ней.
Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения, ведь культура поведения – это уважение к себе и другим.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственное воспитание – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.
Нравственное развитие - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей. Формирование нравственных и этических ценностей родной культуры с раннего детства – это самый естественный, а потому и самый верный способ воспитания нравственности и духовности.
14 сентября 2020 года в Бузулукской епархии подведены итоги конкурса ко Дню семьи, любви и верности, в котором участвовали наши педагоги и семьи воспитанников. Напомним, что конкурс стартовал в июне текущего года и по многочисленным просьбам прихожан был продлен до 13 сентября.
По условиям конкурса надо было прислать на электронную почту стихи и песни собственного сочинения (в текстовом и видео формате) о православной семье. Участвовать мог любой желающий, без возрастных ограничений.
Первое место среди взрослых занял наш педагог Сухова Н.И.
Победители конкурса в ближайшее время будут приглашены в Епархиальное управление, где Владыка Алексий вручит дипломы и призы.
Все конкурсанты, не вошедшие в число победителей, также будут награждены призами и благодарственными письмами от Бузулукской епархии.
Поздравляем победителей и участников!